Икона Божией Матери “Касперовская”

Несколько раз в году православная церковь отмечает торжество в честь Божией Матери «Касперовской» — 12 июля (29 июня), 14(1) октября и в  среду Светлой седмицы. Эта икона особо почитается в южных областях Украины и России. Она написана на холсте, наклеенном на доску, а в Россию попала из Трансильвании (Румыния), откуда ее в конце XVI в. привез серб, поселившийся в Ольвиопольском уезде Херсонской губернии. В те годы сербы охраняли южные границы. Семья серба очень берегла икону и передавала по наследству, от родителей к детям. В 1809 г. она оказалась у помещицы Иулиании Касперовой — к тому времени образ очень обветшал и было сложно рассмотреть, что там изображено.

Однажды ночью, в 1840 г., помещица истово молилась перед иконой и вдруг увидела, как лик Богородицы внезапно просветлел — икона обновилась. С этого момента Божия Матерь стала являть чудеса через свой образ — верующие, множество лет страдавшие от недугов, получали исцеления. Вместе с восторгом у властей были и подозрения относительно чудес, совершившихся через икону, и в 1846 г. Херсонское духовное правление поручило благочинному города Херсона исследовать факты исцеплений и чудес, происшедших, якобы, от иконы из села Касперовки. С одной стороны, скептически настроенное, ибо в то время не было недостатка в шарлатанах, которые из корыстных целей оглашали о явлении мнимых «святынь», а с другой стороны, надеявшееся, что через этот образ действительно является промысел Божий в отношении молодых южнорусских земель. После окончания работы комиссия сделала вывод, что «Касперовская» икона Божией Матери действительно обладает великой чудодейственной исцеляющей силой.

К этому времени о чудотворной иконе узнало все Причерноморье, помолиться к ней едут из Херсона, Очакова, Одессы, Николаева и других мест. Множество чудес и исцелений происходило от чудотворного образа в прошлом и в настоящее время. Множество из них описаны, многие остались в тайне. В 50-х гг. XIX ст., по благословению Священного Синода и разрешению Его Императорского Ве­личества с иконой совершаются крестные хода в главные города Херсонской епархии — Херсон, Николаев, Одессу. Это событие произошло в торжественной обстановке, о чем свидетельствуют документы: «В 1852 году, 8 мая в день праздника св. Вознесения крестный ход был совершен впервые, при самой торжественной обстановке. По Высочайше утвержденному церемониалу, в нем участвовал весь гарнизон, учебные заведения и все власти. Из находившихся в то время на крепостных валах орудий производился беспрерывный салют. Для участия в крестном ходе нарочно прибыл из Одессы владыка Иннокентий. С того времени образ Богоматери ежегодно в день Вознесения торжественно вносится в Херсон и остается здесь до 29 июня».

Вскоре началась Крымская война, унесшая тысячи жизней. В 1854 г. горожане Одессы отправили депутацию к преосвященному Иннокентию с письмом такого содержания: «При настоящих обстоятельствах, когда город наш находится в облежании от врагов, мы обращаемся с покорнейшей просьбой к Вашему Высокопреосвященству исходатайствовать дозволение принести Касперовскую икону Богоматери в соборный храм наш на все время блокады нашего города. От всего сердца веруем в чудную помощь Богоматери и уповаем, что пребывание Ее Лика в нашем городе будет непреоборимым оплотом против вражеских нападений и надежнейшим залогом нашего спасения».

Просьба жителей Одессы была удовлетворена, и 6 августа 1854 г. икону крестным ходом принесли из села Касперовки в кафедральный собор города Одессы, где она и  оставалась до 20 мая 1856 года. Когда в сентябре 1855 г. на Одесском рейде появился неприятельский флот из 120 вымпелов, горожане вместе со святителем Иннокентием возносили молитвы перед чудотворным образом о спасении города. Перед образом ежедневно служили молебны — люди просили Владычицу защитить город. И вот, 14 октября (1 октября по старому стилю), в день Покрова Божией Матери на море опустился густой, почти непроницаемый туман. Вражеские суда в этом тумане сбились с курса и не могли определить верное направление предполагаемого удара, а на следующий день флот англичан внезапно ушел. С тех пор было решено «в поучение потомству сделать это событие незабвенным и день 1 октября праздником священным».

Образ «Касперовской» Божией Матери считается покровительницей флота, и не только морского, но и воздушного. Чудотворную икону в дни сражения носили по госпиталям и лазаретам, перед ним давали обет и им напутствовали сестер милосердия, принимавших на себя нелегкое дело служения в войсках. С падением Севастополя связывают один факт из истории Крымской войны. Говорят, что святитель Иннокентий во время осады Севастополя прибыл с Касперовской иконой Божией Матери в город для духовной поддержки войска и послал предупредить главнокомандующего А. С. Меньшикова с просьбой встретить икону как подобает, у врат города, и велел сказать своему послу: «Се Царица Небесная грядет спасти Севастополь». На что был дан такой ответ: «Так передай архиепископу, что он напрасно беспокоил Царицу Небесную –  мы и без Нее обойдемся!…». Чем кончилась осада города всем известно —Севастополь, героически оборонявшийся долгое время, пал. Вплоть до прихода большевиков к власти традиция прохождения крестных ходов по Херсонской губернии сохранялась неуклонно. Последний крестный ход с иконой был совершен в 1918г., а затем — уже в 90-х годах. Сам же чудотворный образ с 1918 г. постоянно находился в Спасо-Преображенском соборе Одессы. В 1936 г. собор взорвали, а икону перенесли в Свято-Успенский собор, который стал кафедральным. Чудотворный образ Касперовской иконы Пресвятой Богородицы находится в нем и сейчас.

Добавить комментарий