Верховные апостолы Петр и Павел

Приближение к Иисусу, Спасителю мира, бедного простого рыбака Симона, сына Иоанна, будущего апостола Петра, совершилось после того, как его брат Андрей (Первозванный),один из учеников Иоанна Крестителя, услышав от Иоанна об Иисусе и увидев по указанию Иоанна «Агнца Божия, Который берет на Себя грех мира», последовал за Иисусом и привел к Нему своего брата Симона.

Иисус же, взглянув на него, сказал: «Ты наречешься Кифа, что значит «камень» (Петр)».

Чистый сердцем простолюдин всей душой полюбил Иисуса и уверовал в Него, но еще не оставил в то время окончательно своего дома и продолжал заниматься рыболовством,которым кормил себя и свою семью, пока Сам Иисус Христос, проходя однажды у моря Галилейского и увидев Симона (Петра) с Андреем закидывающими сети, не позвал их за собой.И они пошли за Иисусом по всей Галилее, и видели, как учит людей и проповедует Евангелие, исцеляет болезни и облегчает немощь.

Свое расположение к избранному ученику Иисус выразил тем, что посетил его бедное жилище и исцелил его тещу от горячки. Очевидец этого и многих других чудес, творимых Иисусом, Петр познал в Нем истинного Бога и уверовал в Него безусловно, что выразилось в ответе его на вопрос, заданный однажды Иисусом Христом своим ученикам, за кого почитают Его, Сына человеческого. Петр отвечал ему: «Ты – Христос, Сын Бога живого». – «Блажен ты, Симон, – сказал тогда ему Спаситель, – потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. и Я говорю тебе: ты – Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного. И что свяжешь на земле. То будет связано и на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мтф. XVI, 16-19).

Признав заслугу веры Петра, Иисус, однако, запретил своим ученикам пока рассказывать людям о том, что Он Христос, а только Сам «с того времени начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим, много пострадать от старейшин и книжников и быть убиту и в третий день воскреснуть». Но Петр, возлюбивший Христа,возмутился душой против предстоящих Ему страданий и стал отговаривать от похода в Иерусалим.

Но Христос отвечал ему: «Отойти от Меня, сатана. Ты Мне – соблазн, потому что ты думаешь не о том, что Божие, а о том, что – человеческое».

Несмотря на то, что пылкий откровенный Петр чаще других учеников обнаруживал свои человеческие немощи, Иисус выделял его среди других за веру и горячую преданность и с премудрой любовью обличал и исправлял его. Однажды, когда ученики Иисуса отправились на лодке в море, а Он Сам взошел на гору помолиться, поднялся ветер и лодку волнами отнесло на середину моря. Иисус, чтобы спасти учеников, прямо по воде пошел к лодке. Ученики, увидев Его, приняли за призрака и от страха закричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними: «Не бойтесь, это Я». Петр же, побуждаемый усердием и верой, попросил Иисуса позволить ему прийти к Нему по воде, но, поскольку порыв его не был еще соразмерен с духовными силами учителя, выйдя из лодки, он начал тонуть. Испугавшись, Петр закричал: «Господи, спаси меня!». Иисус тотчас простер к нему руку и поддержал.

Несмотря на выражавшееся иногда Петром маловерие, Иисус доверял ему и исправлял повинности его кротким обличением и молитвой. Во время Тайной Вечери он сказал Петру: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя».

Порой колебания Петра в своей вере доводили его до глубокого паления… Отважившись сначала защищать Иисуса, когда Иуда с толпой народа пришел предать Его, потом Петр трижды отрекся от Христа… Но и это падение искупилось силой его любви к Учителю, возбудившей в его сердце такое глубокое раскаяние, что Господь не только простил его, но и явившись своим ученикам по воскресении и выслушав от Петра троекратное исповедание его любви – как бы взамен троекратного отречения, – ему же поручил «пасти овец Своих» и предсказал мученическую смерть.

После вознесения Иисуса Христа на небо Петр был первым учителем и проповедником Слова Божия. В день сошествия на апостолов Святого Духа он прежде других выступил с проповедью. Вскоре после этого последовала его новая проповедь – вслед за чудом исцеления им хромого от рождения. Это возбудило зависть в иудейских священниках, и особенно в саддукеях, не веровавших в воскресение мертвых и потому восстававших против апостольской проповеди. Петр и Иоанн были схвачены старшинами храма, посажены под стражу ина другой день представлены в синедрион.

– Какою силою или каким именем вы совершили исцеление больного? – спросили апостолов книжники, начальники народа.

– Да будет известно вам и всему народу израильскому, – смело отвечал им Петр, – что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, но Которого Бог воскресил из мертвых, исцелен немощный человек. Ибо нет другого имени под небом, данного человеком, которым надлежало бы спастись.

Опасаясь возбудить волнение в народе, осведомленном о свершившемся чуде, преследовать апостолов не решились, ограничившись запретом проповедования Христа. Но апостолы не собирались выполнять требования синедриона и, лишь получив свободу, возблагодарили Бога и продолжали «с великою силою воздавать свидетельство воскресению Господа Иисуса Христа». Свои проповеди они поддерживали многими чудесами.

Вернувшись в Иерусалим во время жестокого преследования, обрушенного на христиан Иродом Агриппой, Петр был заключен в темницу. После того, как ангел освободил его (Деян.XII, 7, 11), удалился из Палестины для проповедования веры в других странах. Пожив некоторое время в Кесарии и походив по Финикии, снова возвратился в Иерусалим, где присутствовал в 50 г. на апостольском соборе.

После собора Петр предпринял новое апостольское путешествие, был в Антиохии, где встретился с Павлом, проповедовал в разных областях малой Азии. По возвращении в Иерусалим, после Успения Божьей Матери, Петр по внушению свыше отправился на запад и под конец своей жизни прибыл с проповедью в Рим, где в состязании с волхвом Симоном всенародно обличил его в обмане.

Здесь апостол Петр был предупрежден свыше о близкой кончине: «Знаю, что скоро должен оставить храмину мою, как открыл мне и Господь наш Иисус Христос».

И действительно, вскоре по повелению Нерона апостол Петр был предан смерти – распят на кресте. Почитая себя недостойным умереть одинаковой смертью с возлюбленным Спасителем, Его верный апостол просил распять его вниз головой, что и было исполнено за рекой Тибр, на Ватиканском холме.

Павел до призвания в апостольское служение носил имя Савл. Происходил он из рода Израилева, колена Вениаминова, родился в киликийской Тарсе. Образование получил в школе ученого Гамалиила и был ярым фарисеем. «Тщательно наставленный в отеческом законе, он гнал до смерти последователей Христова учения», будучи твердо уверен, что преследованием христиан он угождает Богу, так как новое учение, которое проповедовали ученики Христа, казалось ему нарушением основ иудейского богопочитания, и душа его не могла мириться с тем, что казалось ему оскорблением Моисеева закона. В своем неведении он выступил ярым борцом против непонятного ему нового учения, и остановить его могла только новая сверхъестественная сила. И эта сила проявилась в чудном явлении Павлу Христа, когда он, «дыша угрозами и убийством», не остывший еще от пыла, с которым участвовал в казни первомученика Стефана (хотя и не сам метал в него камни, а охранял одежды бросавших камни и услуживал толпе палачей), направлялся в Дамаск. Около полудня, уже вблизи города, Павел увидел яркий свет, вдруг полившийся с неба. От страха он упал на землю у услышал голос: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Я – Иисус Назорей».

Спутники Павла тоже видели свет и пришли в ужас, но голоса не слышали. Подняв ослепленные светом очи к небу, Павел спросил, что ему теперь делать, и Господь сказал: «Встань и иди в Дамаск, и там узнаешь, что тебе предназначено». Товарищи взяли незрячего Павла за руки и повели в город.

В Дамаске к нему подошел благочестивый Анания и сказал: «Брат Савл! Прозри!» Пелена спала с глаз Павла и он увидел говорящего. Анания же добавил: «Бог отцов наших предназначил тебе быть глашатаем Его воли и проповедником Его слова. Не медли! Крестись и омой грехи свои, призвав имя Господа Иисуса».

Из Дамаска Павел отправился в Аравию, где молился и изучал христианское предание и Ветхий Завет, открывшиеся ему теперь в новом свете. Из Аравии Павел возвратился в Дамаск и стал свидетельствовать о Мессии на том самом месте, где несколько лет назад стремился искоренить христианство. Его проповедь привела в негодование иудеев, которые знали его как даровитого ревностного гонителя ненавистных им последователей распятого Христа, и они решили его убить. Но Савл узнал об их умысле. Ученики ночью спустили его по стене в корзине и тайно препроводили в Иерусалим, где ему надлежало встретиться с апостолом Петром.

К Петру и Иакову его привел Варнава. Здесь он прожил 15 дней. За это время, вступая в споры с эллинами и евреями, Павел успел настроить их против себя и понимал, что пора покинуть Иерусалим во избежание гонений. Кроме того, во время молитвы Павел получил знак свыше, что в этом городе не примут его проповедей, и следует идти к язычникам,чтобы обратить их в истинную веру.

Подчиняясь Божьему указанию, апостол Павел отправился в Кесарию, затем в Сирию и на свою родину – в Тарс. Оттуда Варнава вызвал его в Антиохию. Здесь «целый год собрались они в церкви и учили немалое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами».

Между тем в Палестине наступил страшный голод и ученики Христовы решили помочь братьям, живущим в Иудее. Собрав, что можно, они послали передать помощь прествитерам Варнаву и Павла. Но и это второе путешествие Павла в Иерусалим длилось недолго, поскольку в городе продолжались гонения на последователей Христа. Павел и Варнава вернулись в Антиохию, «взяв с собой Иоанна, прозванного Марком».

Вскоре пророки и учителя Антиохийской церкви, получив среди поста и молитвы откровение святого Духа «отделить Ему Варнаву и Савла на дело, к которому Он призвал их»,посвятили через возложение рук этих апостолов на проповедь и отпустили. Савл и Варнава отправились в Селевкию, а оттуда отплыли на Кипр и проповедовали Слово Божье в иудейских синагогах.

Павел долго странствовал, выполняя возложенную на него миссию. Наконец, с новым спутником – Силой – он прибыл в Македонию. В субботний день они вышли к реке Стримон, где был молитвенный дом, и вступили в разговор с собравшимися там женщинами. Среди них была и женщина из города Фиатиры Лидия,торговавшая порфирами. Господь открыл ее сердце внимать тому, что говорил Павел. Вскоре она со всеми домашними крестилась, а жилище ее стало местом, где собирались новообращенные христиане.

Пламенные проповеди Павла многих приводили к Христу, но не всегда это проходило гладко – бывало, что посланцы Господни подвергались опасности. Так случилось при исцелении одной одержимой пророческим духом служанки, которая прорицаниями приносила большой доход своим господам. Преисполнившись любовью к истинному Богу, она перестала заниматься ведовством, чем лишила своих хозяев значительных средств. Озлобленные этим обстоятельством, они схватили Павла и Силу, привели на площадь и всенародно объявили, что они, будучи иудеями, возмущают город и проповедуют обычаи, которых римлянам не следует ни принимать, ни исполнять. Воеводы, сорвав с проповедников одежды, велели бить их палками, а затем бросили в темницу, приказав сторожу забить им ноги в колодки.

Около полуночи Павел и Сила молились, а другие узники их слушали. Вдруг земля задрожала так, что поколебалось основание темницы. Тотчас отворились все двери и упали с узников оковы. Темничный сторож, увидев, что двери открыты, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали, но Павел остановил его, сказав, что все на месте. Сторож, исполненный благодарности, хотел вывести узников из темницы, пообещав, что поговорит с начальниками и апостолов не тронут, но те отказались: «Нас, римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? Нет, пусть придут и сами выведут…»

Воеводы, потрясенные случившимся, извинились перед узниками, вывели из темницы и просили только удалиться из города. Апостолы пришли к Лидии, попрощались с новообращенными, а затем отправились дальше. После долгих странствий Павел прибыл в Иерусалим, где его с радостью встретили братья. Иудеи же, не желая видеть Павла в Иерусалиме, стали повсюду клеветать, что его проповеди направлены против народа, иудейского закона и храма Иерусалимского. Павел снова был схвачен и заключен в темницу.

Видя возбуждение народа и желая спасти жизнь Павла, тысяченачальник Клавдий Лисий препроводил его под стражей к правителю Феликсу в Кесарию. Здесь Павел был обвинен перед Феликсом как «язва общества, возбудитель мятежа между иудеями по всей земле и начальник назорейской ереси, отважившийся осквернить храм…» (Деян. XXIV, 5-6). Несмотря на речь, сказанную в свою защиту апостолом, Феликс отложил рассмотрение его дела, пока не узнает обстоятельнее об учении Павла, и приказал сотнику стеречь проповедника, но не притеснять и не запрещать ему видеться с близкими или друзьями…

Так прошло два года. По истечении этого времени должность Феликса занял Фест. При нем дело Павла возобновилось. Фест, человек справедливый и доброжелательный, сознававший в душе невиновность апостола, предложил ему судиться с синедрионом под его надзором, но Павел, как римский гражданин потребовал суда перед кесарем и был отправлен в Рим.

Во время плавания по Средиземному морю узник «был пророком и утешителем для плавающих». Возле Крита, когда время для плавания становилось опасным, Павел предупредил спутников, что дальнейший путь будет «с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для жизни всех»… Его словам не поверили и поплыли дальше, но случилось кораблекрушение. Тогда Павел сказал: «Мужи! Убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа не погибнет, а только корабль. Ибо ангел Бога,которому принадлежу я и которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: «Не бойся, Павел, тебе должно предстать пред кесарем, и вот Бог даровал тебе всех плывущих с тобой».Посему ободритесь, нам должно быть выброшенным на какой-нибудь остров» (Деян.XXVII).

Действительно, корабль сел на мель и был разбит волнами, но все остались живы и выбрались на землю, которая оказалась островом Мальтой. Проведя здесь зиму, Павел чудесным избавлением от укуса змеи и исцелением разных болезней заслужил уважение местных жителей. О нем стали говорить, «что он – бог», и проводили чужеземцев с большими почестями, снабдив всем необходимым.

Прибыв в Рим, сотник Юлий передал узника Павла главному начальнику кесаревой охранной стражи, поведав обо всех чудесах их долгого пути. Выслушав рассказ, военачальник проникся к узнику уважением и «позволил Павлу жить особо с воином, стерегущим его», то есть не в самом строгом заключении. Проповедник получил возможность свободно принимать посетителей и продолжать свою апостольскую деятельность, чем он и занимался в продолжение своего двухлетнего заключения в Риме до освобождения, когда суд его оправдал. Освобожденный от уз Павел совершил свое последнее путешествие, во время которого распространял христианское учение в Азии, на Крите и в других краях.

Апостола Павла постигла мученическая смерть в Риме при Нероне, как некоторые полагают в одно время с апостолом Петром, по другим же сказаниям – через год после мученической смерти Петра. Он был обезглавлен мечом.

Добавить комментарий