Учись прощать, молись за обижающих.

Прости…

«В духовной жизни вещь весьма хорошая

                                                                вовремя благоразумно объясниться,

                                                     вовремя попросить прощения,

                                                              чтобы и свою душу умиротворить,

                                                            и другим подать повод к тому же.

                                                    – Не вотще сказано в псалмах:

                                                                 взыщи мира и пожени и (Пс. 33, 15)»

(преп. Амвросий)

 

Я не зря выбрала первую тему повествования о прощении, потому что на мой взгляд, если мы хотим измениться в лучшую сторону, стать добрее, отзывчивей и дарить любовь, то самое первое с чего мы должны начать это простить и попросить прощение… Да, соглашусь, ситуации и обиды бывают разные, и для кого-то это очень сложно, а особенно, если прячется в душе грех «гордыньки», а может даже и не прячется… Но, так как  первые шаги уже сделаны, вы на этом сайте, прочитали первую мою статью и знаете, что случайности не случайны, тогда пошлите шагать дальше. И узнаем, почему так становится спокойно и хорошо на душе, когда перестают висеть грузом обиды, не досказанности, разочарования, когда мы просто прощаем и сами просим прощения. Мне очень нравится стихотворение Бориса Пастернака, где он делится своей болью, своими переживаниями и советует нам:

 

Учись прощать, молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра,
Иди без колебаний в стан прощающих
Пока горит Голгофская Звезда.

 

Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слёз,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос!

 

Учись прощать, прощай не только словом,
Но всей душой, всей сущностью твоей.
Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.

 

Учись прощать, в прощеньи радость скрыта,
Великодушье лечит как бальзам,
Кровь на Кресте за всех пролита,
Учись прощать, чтоб был прощен ты сам

1952 г.

 

Каждый хочет жить в мире с окружающими людьми, а умение прощать и есть самый достойный и надёжный способ этого добиться.

Прощение – это часть искупления. Ненависть, обращённая на другого, всегда возвращается бумерангом и становится причиной дополнительных страданий, причиной душевного и телесного разрушения, в то время как отданная кому-то любовь возвращается и возрождает. Прощение другого помогает обрести внутреннее душевное спокойствие, самоуважение, доверие к окружающим, а ненависть, наоборот, заставляет переживать, суетиться и нервничать, так как человек подсознательно чувствует вину из-за собственной неспособности любить ближнего своего. Восстановленное вернувшееся душевное равновесие пробуждает в нас всё самое лучшее и развивает творческий потенциал.

Тот, кто сумел отказаться от обиды, гнева, раздражения и простить, открыл для себя пути нового позитивного развития, ему не надо больше разрушать себя и другого человека, который и так несёт свою тяжёлую ношу вины. Если прощение совершенно бескорыстно, его можно считать шагом к самосовершенствованию.

Прощение – ежедневный процесс, требующий серьёзного отношения и  начинается с готовности взять на себя определённую ответственность, ведь оно  опирается на доверие и настоящее прощение имеет объединяющую функцию, оно необходимо в наше сложное время, но есть несколько простых советов:

  • Заботьтесь о других (понимание образа мыслей обидчика, его жизни, детства, боли. Понимание – это уже почти прощение; нужно отказаться от желания изменить, исправить обидчика)
  • Заботьтесь о себе (желание прекратить саморазрушение; провести самоанализ, понять почему я гневаюсь, сопротивляюсь, не хочу перестать сердиться, после этого перейти к этапу самопрощения – необходимо прекратить вспоминать факт предательства, с момента принятия решения о прощении нужно запустить его механизм, подавить внутреннюю агрессию, направленную на обидчика. Не надо больше разжигать конфликт. Этот этап связан с процессом исцеления, прощения. Прекращение обвинения, мучения, преследования «виновного» позволяет перестать думать о его виновности и таким образом восстановить внутренний покой)
  • учитесь слушать других (уделяйте внимание близким, можно просто спросить: «Привет, расскажи, как твои дела? Что делал сегодня? и т.д.)
  • учитесь слушать себя (прислушивайтесь к себе, расспрашивайте самого себя, например из-за чего у меня болит спина?)
  • Найдите общую цель (объединяйте интересы, например пригласите куда-то «Давай сходим вместе в музей?» Слово «вместе» может вызвать улыбку, но знайте, что когда отношения портятся, оно помогает снять напряжение).
  • Избавьтесь от всякой тревоги (ждите от жизни только хорошего, что бы не случилось, это всё к лучшему)
  • Не думайте, что в жизни ничего нельзя изменить. (Если есть проблема, значит, существует её решение. Будем искать его вместе.)
  • Просьба о помощи – это ещё одна возможность обратиться к кому-то как союзнику. Это приглашение может вызвать у человека приятное удивление, и, будьте уверены, вы не пожалеете.
  • И еще один совет, и для нас православных он самый главный – любовь к людям… «Созерцай всех людей в безмерно любящем их Боге, и, если любишь Бога искренно, тебе легко будет любить и всех людей, прощая им недостатки» Иоанн Кронштадтский.

 

Старец Силуан Афонский вспоминает такой случай о прощении, произошедший с ним во время службы в Петербурге:

«Увидел он в помещении роты одного солдата, окончившего свой срок, но печально сидящего, с опущенной головой, на своей койке. Семён (Семён – имя, данное старцу Силуану в крещении) подошёл к нему и спросил:

            – Что ты печальный сидишь, а не радуешься, как другие, что окончил службу и теперь поедешь домой?

            – Я получил письмо от своих, – сказал солдат, – пишут, что жена моя родила за это время. Помолчав немного, качая головой, тихим голосом, в котором слышались и скорбь, и обида, и озлобление, он проговорил: – Не знаю, что я с ней сделаю… Ох, боюсь!.. Так, что ехать домой не хочется.

            Семён спокойно спросил:

            – А ты за это время сколько раз ходил в заведения?

            – Да, бывали случаи, – словно что-то вспоминая, ответил солдат.

            – Ты вот не мог утерпеть, – говорит ему Семён, – а ей, ты думаешь, легко было?.. Тебе хорошо: ты мужчина, а она от одного раза родить может… Подумай, куда ты ходил!.. Ты перед ней больше виноват, чем она перед тобой… Ты прости её… Приедешь домой, прими ребёнка, как своего, и увидишь, что всё будет хорошо.

            Прошло несколько месяцев. Семён получил благодарное письмо от того солдата, который описывал, что когда подъезжал он к дому, то отец и мать вышли ему навстречу «скучные», а жена, робкая и смущённая, стояла около самого дома с ребёнком на руках. У него же на душе с того момента, как поговорил с ним Семён в казарме, было легко; весело он поздоровался с родителями, весело подошёл к жене, поцеловал её, ребёнка взял на руки, тоже поцеловал. Все повеселели, вошли в дом, а потом пошли по селу навещать родных и знакомых; и всюду он с ребёнком на руках; у всех было хорошо на душе. И после они жили в мире.

            Солдат в письме много благодарил своего друга Семёна за добрый совет. И нельзя не согласиться, что совет был действительно не только добрый, но и мудрый. Так уже в молодые годы старец Силуан прекрасно понимал, что необходимым условием мира между людьми является сознание каждым своей вины»

Послушайте, как красиво говорил  Иоанн Кронштадский: «Все неправды человеческие предоставь Господу, ибо Бог Судия есть, а сам люби прилежно от чистого сердца всякого, да помни, что сам великий грешник и нуждаешься в милости Божией. А чтобы заслужить милость Божию, надо всячески миловать других. Буди! Буди! Все для всех Господь: и Судия, и щедрый Податель даров, и милость, и очищение грехов, и свет, и мир, и радость, и крепость сердца».

Кроме всего вышесказанного хочу напомнить, что помимо наших обид, переживаний и мирской суеты, мы все ограничены во времени, и время не подвластно нам, поэтому: «Прощай — получивший прощение; милуй — помилованный. Человеколюбием приобретай человеколюбие, пока есть к тому время» свт. Григорий Богослов, (15, 147)

И в самом конце я хочу напомнить вам, что сколько раз нам повелевал прощать Сам Иисус Христос: «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз». (Мф.18:21-22), как это объясняет Святитель Иоанн Златоуст: «Число семьдесят крат седмерицею берется здесь неопределенно, и означает непрерывную или всегдашнюю обязанность. Как выражение: «тысячу раз» употребляется для означения множества, так и настоящее выражение».  Помните и не забывайте об этом: Множество, множество раз прощайте!

Психолог Марина Николаевна

Добавить комментарий