Чудотворная Казанская икона Божией Матери

Казанская икона – незыблемое напоминание о милости Богородицы к русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы и испытания.

 

Пожалуй, ни у одной православной чудотворной иконы нет большего количества списков, как у Казанской иконы Божией Матери. К ней обращаются в трудные моменты, надеясь на помощь Богородицы. Есть мнение, что и сама икона — частич­ный список с образа, находившегося во Влахернском храме, в Константинополе. На Казанской иконе Богородица изображена погрудно, Ее голова лишь слегка наклоне­на к Младенцу. Сам Младенец всегда изображен анфас, видна Его рука с двуперстным благословением. Это так называемая Одигитрия (с греч. Указывающая путь), или Путеводительница — один из самых распространенных икон в Богородичной иконогра­фии. К этому типу специалисты относят и некоторые другие чтимые иконы — Тихвинс­кую, Смоленскую, Троеручицу, Споручницу грешных и т.д.

Казанская икона Богородицы имеет древнюю историю. Названа она по месту обре­тения образа — Казани. Иван Грозный в 1552 г. присоединил Казанское ханство к Руси, и началось массовое обращение мусульман и язычников в православную веру. Особенно преуспели в этом первые пастыри Казанской церкви — святой Гурий и святой Герман, но, несмотря на их труды и ревностную веру, православие тут все же не могло окончательно победить мусульманство и языческие верования. После их кончины пра­вославие практически пришло в упадок, и по изволению Господа именно здесь явилась икона Богоматери. Она прославилась множеством чудес, которые даже неверующих заставили увидеть силу православия.

В 1579 г. в Казани произошел страшный пожар, бедствие началось с дома купца Онучина. После пожара девятилетней дочери купца, Матроне, во сне явилась               Богородица и сказала, что под развалинами их дома находится Ее чудотворный образ, зарытый в земле тайными исповедниками христианства еще при татарском владычестве. Божия Матерь указала место. Родители рассказу девочки не поверили и не придали ему значения. Но чудесное явление Богородицы повторилось трижды, и тогда мать отвела Матрону к митрополиту Казанскому Иову. Выслушав девочку, все духовенство и народ направилась к дому Онучиных. Сначала поиски успехом не увенчались, но когда копать стала сама Матрона, она сразу же обрела образ — красоты он был необыкновенной и си­ял свежими красками. Митрополит Иов передал икону о. Ермолаю, наиболее почитаемо­му в городе священнику, и тот, высоко подняв ее над головой, сопровождаемый крестным ходом, отнес чудесный образ на городскую площадь, где и осенил им на четыре стороны весь собравшийся народ. День обретения иконы 8 (21) июля стал церковным празд­ником. Через десять лет на месте обретения чудотворной иконы митрополит Ермоген ос­новал женский монастырь в честь иконы Божией Матери Казанской, а юная Матрона Онучина приняла в нем постриг и стала потом настоятельницей.

Чудотворная Казанская икона Богородицы и сегодня является одной из самых по­читаемых. К сожалению, первообраз ее до наших дней не дошел, но было сде­лано много списков, также чудотворных, особенно прославились московский и санкт-петербургский списки.

Икона явила чудо в Смутное время, когда православными землями правили самозванцы, а волнения на­родные практически не прекращались. Кузьме Минину, одному из вождей на­родного сопротивления, в ночном виде­нии явился преподобный Сергий Радо­нежский и возвестил о спасении Родины предстательством Пресвятой Богородицы. Список Казанской иконы привезли в столицу, и воинство усердно молилось перед ним. 22 октября (4 но­ября) 1612 г. захватчики были изгна­ны, и в память об этом событии Цер­ковь установила праздник Казанской чудотворной иконы.

Чудотворный список до револю­ции 1917 г. хранился в постро­енном для него князем Пожарским Ка­занском соборе на Красной площади. Когда в России стал править Петр, многих, особенно духовенство, смущало стремление молодого государя перенять все западные обычаи, считавшиеся на Руси языческими. Святитель Митрофан Воронежский порицал молодого царя и, как гла­сит предание, настаивал на том, чтоб он взял список иконы Казанской Божией Матери в новую столицу — Санкт-Петербург: «Казанская икона станет покровом города и всего на­рода твоего. До тех пор, пока икона будет в столице, и перед нею будут молиться право­славные, в город не ступит вражеская нога». И слова святителя подтвердились.

Дальнейшие события тесно связаны с Украиной. В 1709 г., перед Полтавской бит­вой царю сказали, что в селении Каплуновка есть чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. Петр приказал доставить образ в стан русской армии, который находился под Харьковом. В ожидании боя царь долго молился пред иконой Божией Ма­тери, а потом велел обнести образ пред полками. Во время сражения 27 июня образ на­ходился на поле боя, и русское воинство разбило армию, считавшуюся лучшей в Евро­пе. В 1710 г. по приказу Петра I список с Казанской иконы был перенесен из Москвы в Санкт-Петербург. В 1737 г. в день освящения нового храма Рождества Богородицы на Невском проспекте, на месте, где ныне Казанский собор, икона была перенесена в него и украшена золотой ризой с драгоценными камнями Императрицей Анной Иоанновной. Позже императрица Екатерина II повелела сделать для образа новую ризу, которую ук­расила собственной короной с бриллиантами. Большевики сделали собор музеем атеиз­ма, а петербургский чудотворный список Казанской иконы был перенесен в Князь-Вла­димирский собор, где пребывает поныне.

Помогла Казанская икона в борьбе против Наполеона в Отечественной войне 1812 года. Главнокомандующим русской армией генерал-фельдмаршал Кутузов (он позже завещал похоронить себя в Казанском соборе), поехал в Казанский собор и молился у иконы Казанской. 22 октября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, русские войска под предводительством Милорадовича и Платона разбили арьергард Даву, в войне наступил перелом. Враг потерял 7 тыс. человек, и в этот же день начались сильные морозы, окончательно подорвавшие силы неприятеля.

К сожалению, первообраз чудотворной иконы до наших дней не дошел. В 1914г. со­бор Казанского монастыря, где он находился, был ограблен святотатцами. На следствии разбойники сказали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли. И в этом году русская армия потерпела сокрушительное поражение в войне на Дальнем Востоке.

Богородица не оставила русский народ своим покровительством и в советское время, время неверия и поругания всего, связанного с православием. В начале 1941 г. старцу Валаамского монастыря во время службы в храме случились видения. В первом видении ему явились Божья Матерь, Иоанн Креститель, святитель Николай и сонм свя­тых, молившие Спасителя о сохранении России. Спаситель отвечал, что Бог уже не мо­жет терпеть творившиеся беззакония. Но святые с Богородицей продолжали слезно мо­лить Его. Наконец Он сказал: «Я не оставлю Россию». Во втором видении Божья Матерь и святой Иоанн Креститель стояли перед престолом Господа Спасителя и умо­ляли Его о спасении России. Он ответил (как и в первом видении): «Я не оставлю Рос­сию». В третьем видении Божья Матерь, стоя перед Христом, слезно молила Его о спа­сении России, говоря: «Вспомни, Сын Мой, как Я стояла у Креста Твоего и хотела встать на колени перед Ним». Спаситель сказал: «Не надо, Я знаю, как Ты любишь Россию, и ради слов Твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню…». Видения сбылись в точности — всем известно, что в 1941 г. началась одна из самых страшных войн — Великая Отече­ственная, грозившая русскому народу гибелью. Зимой 1941 г., когда немцы рвались к Москве, страна стояла на грани катастрофы, и спасти народ могло только чудо. Господь услышал молитвы Матери Своей.

В самом начале Великой Отечественной к христианам всего мира с просьбой о ма­териальной помощи ССССР обратился Патриарх Антиохийский Александр III, а митрополит Антиохийского патриархата Илия стал горячо молиться за спасение Рос­сии от погибели. Он спустился в каменное подземелье, где была только икона Божьей Матери, и молился денно и нощно без воды и пищи. Ему в огненном столпе явилась Бо­городица и сказала, что он, как истинный молитвенник и друг России, избран Богом для того, чтобы передать промысел Божий народа российского. Если все, что определено, не будет выполнено, то Россия неминуемо погибнет. Богородица сказала митрополиту Илии: «Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны на­чать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда — сдавать нельзя. Пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божьей Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг го­рода, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Перед Ка­занскою иконой следует совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталин­граде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и расска­зать о том, как она была спасена».

Владыка срочно связался с представителями Русской Православной Церкви и со­ветским правительством и передал им все, что было определено. Сталин вызвал к себе митрополитов Ленинградского Алексия и Сергия и обещал исполнить все, что пе­редал митрополит Илия, так как видел в этом последнюю возможность спасти положе­ние. Все произошло, как было предсказано. Сил сдержать врага уже не было. Страшный голод тысячами косил жителей блокадного Ленинграда. И опять подтвердились слова Митрофана Воронежского о том, что город Петра будет спасен Казанской иконой Бого­родицы. Из Владимирского собора вынесли чудотворный образ, тот самый, что спас и защитил Россию в Смутное время и в войне с французами, и крестным ходом обнесли вокруг Ленинграда. Город был спасен, хоть и ценой многих человеческих жизней, но враг в него не вошел.

Из Ленинграда икону привезли в Москву, и столица была спасена. Под Москвой со­ветская армия разгромила фашистские войска — это стало первым поражением захватчиков, победно прошагавших по всей Европе. Затем Казанская икона отправилась в другой важный город — Сталинград. Здесь перед образом началась непрекращающая­ся ни на минуту служба — панихиды о погибших воинах и мольбы о помощи Заступницы. Икона стояла на правом берегу Волги, и немцы так и не смогли перейти реку.

Страшная Сталинградская битва началась с молебна перед Казанской иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где положение было особенно отчаянным, и в места, где гото­вилось наступление. Священники служили молебны, солдат окропляли святой водой. Сталинградская битва, где погибли десятки тысяч советских солдат, стала страницей славы русского оружия с помощью Божией — Богородица через свой чудотворный об­раз помогла одолеть врага. С 2000 г. на Мамаевом кургане, где похоронены павшие во­ины, стоит храм Всех Святых, в котором пять приделов — придел Всех Святых, Пре­святой Богородицы, Святителя Николая, святого Дмитрия Донского и святого благоверного князя Александра Невского — защитников России и войска русского.

Побывала Казанская икона и при штурме Кенигсберга в 1944 г. Силы советских войск были уже на исходе, потери обеих сторон — огромны, а со стороны нем­цев было по 260 орудий на каждый километр фронта — пули буквально лились дождем. И в самый разгар боя прибыл командующий фронтом в сопровождении офицеров и свя­щенников с Казанской иконой. Священники отслужили молебен перед иконой и пошли с ней прямо на передовую. С немецкой стороны пули сыпались градом, но священнослу­жители шли в огонь. И многие фронтовики потом вспоминали, что произошло настоя­щее чудо — стрельба резко прекратилась, и тогда начался штурм Кенигсберга с суши и с моря. Чудеса продолжались — немцы массово сдавались в плен, а потом многие из них рассказывали, что перед самым штурмом в небе они увидели Богородицу, и у всех аб­солютно отказало оружие — они не смогли сделать ни одного выстрела.

Тем временем по всей России открывались храмы и монастыри, священников воз­вращали из ссылок, молился весь народ. Наступило время возвращения Веры на Русской земле, как и предсказывали православные святые.

В 1947 г. Сталин пригласил митрополита Илию в Россию, где ему преподнесли ико­ну Казанской Божьей Матери, крест с драгоценностями и панагию, украшенную драгоценными каменьями из всех областей страны — их делали самые лучшие ювелиры страны. Митрополит с собой из Ливана привез драгоценный венец к Казанской чудо­творной иконе — дар Антиохийской церкви. Русский же крест и сегодня находится на престоле кафедрального собора в Ливане, а Казанская икона — в алтаре собора.

Правительство наградило митрополита Сталинской премией за помощь нашей стране во время Великой Отечественной войны. Но Илия, сказав, что монаху деньги ни к чему, передал деньги в помощь детям-сиротам, у которых родители погибли на войне.

После победоносного шествия по полям сражений чудотворная икона Казанской Божьей Матери находится во Владимирском соборе Санкт-Петербурга и все так же является знамением благодатного Покрова Богородицы.

Как уже говорилось, с Казанской чудотворной иконы в разное время было сделано множество списков, многие из них также прославились различными чудесами — люди по вере их исцеляются от болезней, получают различные знамения, помощь в скорбях и в трудностях. Обращаются к иконе и просто в важные моменты жизни — Казан­ской иконой Богородицы принято благословлять на брак.

Мы перечислим лишь некоторые из чудотворных списков, которых существует ве­ликое множество. Ярославская-Казанская икона (1588 г.), Казанская, находя­щаяся в Вязниках (начало XVII столетия), Каташинская-Казанская икона (1622 г.), Нижнеломовская-Казанская икона (1643 г.), Тобольская-Казанская икона (1661г.), Каплуновская-Казанская икона (1689 г.), Вознесенская-Казанская икона (1689 г.), Ка­занская, находящаяся в Тамбовском кафедральном соборе (1695 г.), Казанская, находя­щаяся в Суздале (XVII ст.), Каргопольская-Казанская икона (1714 г.), Казанская, нахо­дящаяся в Высочинском Казанском монастыре (начало XVIII ст.), Карповская-Казанская икона (1725 г.), Казанская, находящаяся в Вышенской пустыни (1812г.), Казанская, на­ходящаяся в московском Симоновой монастыре, Павловская-Казанская икона, Ирку­тская-Казанская икона, Казанская, находящаяся в Темниковском Преображенском со­боре.

Один из чудотворных списков Казанской иконы — Песчанская икона Божией Матери, был обретен в 1754 г. в селе Песках (Харьковская об­ласть) в Украине, а сегодня она находится в Свято-Вознесенском храме в го­роде Изюме (Харьковская область).

Молитва Пресвятой Богородице перед Ее иконой «Казанская»

* О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною и чудотворною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, милосердная Матерь, Сына Твоего и Бога нашего, Госпо­да Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь же Свою святую непоколебиму да соблюдет, и от неверия, ересей и раскола да избавит. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречиста Дево, Ты еси всесильная христиан По­мощница и Заступница: избави же и всех, с верою Тебе молящихся, от падений грехов­ных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и от внезапныя смерти: даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешении, да вси, благодарне воспевающе величия и милости Твоя, являемый над нами зде и на земли сподобимся и Небесного Царствия, и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Велеколепное имя Отца и Сына и Святого Духа во веки веков. Аминь.

Добавить комментарий