Князь крестивший Русь

Память Равноапостольного князя, Святого Владимира в церкви почитается в день, когда его не стало. Покинул Владимир этот мир 15 июля по старому стилю или же 28 — по новому календарю.

Владимир: кто он?

 

Среди значимых имен в истории Руси почетное место занимает имя Владимира Святославовича, князя киевского, который в период своего правления ввел христианство. Равным апостолам его назвали еще его современники, так как деяние его соизмеримо с подвигом. Свет новой веры озарил земли Руси благодаря стараниям внука. Судьбоносным стал для княжества Киевского год о 989 от Рождества Христова. Ибо тогда вера христианская стала официальной религией в государстве. Это событие определило участь Руси Киевской на международной арене на годы вперед.

В 962 году родился Владимир в семье князя киевского Святослава, сына Игоря. Матерью будущего крестителя земли Русской была простая ключница Малуша, которая служила бабушке Владимира, княгине Ольге. Согласно летописям, сильно разгневалась княгиня на Малушу, отправила ее в Будутину весь. В этом отдаленном селении и был рождён тот, кто кардинально повлиял на ход истории земли Русской. Спустя некоторое время Владимира перевезли в Киев, где он воспитывался при дворе хитроумной Ольги. Прозвище “робичич”, что означает “сын рабыни”, презрительное, оно долго еще будет следовать за ним по пятам.

В 969 году собрался князь киевский Святослав отправиться на Дунай окончательно. Тогда же летом он разделил земли свои, определив каждому из сыновей наследие. Таким образом, стал Ярополк, старший сын, стал править в Киеве. Олегу досталась Древлянская земля. И прибыли в это же время к Святославу послы из Новгорода. Князя к себе просили. С насмешкой отвечал им князь Киевский. Согласно совету Добрыни, который братом был Малуше (и дядей Владимиру), просили они к себе на престол сына ключницы, служившей Ольге. Не против такого решения был князь. И с его согласия еще в детском возрасте стал Владимир править в Новгороде.

После смерти Святослава

Весной в 972 году Святослав погиб. С этого часа совсем самостоятельно стали править братья в своих краях. Вскоре погиб средний брат Олег. Причиной его смерти стала война, которая развязалась между ним и Ярополком. Произошло это приблизительно в 977 году. Напугал Владимира такой поворот событий. С точки зрения историков, из Новгорода, вверенного ему, бежал Владимир или в скандинавские земли, или в Прибалтику. Спустя некоторое время возглавил беглец войско варяжское, которое нанял на службу, и вернулся в оставленный им город. Но наместники Ярополка к тому времени уже захватили Новгород. События эти положили начало войне между сыновьями Святослава. Младшему из них, Владимиру, сопутствовала удача: Владимир взял в осаду Киев летом 978 года. Старший брат его Ярополк нашел убежище в городе Родня, находившегося в устье реки Рось, одного из многочисленных приток Днепра. Но и это селение уже было осаждено войском Владимира. Предатель оказался среди окружения Ярополка. Звали его Блуд. Заранее Владимир имел разговор с ним, и вот он и убедил Ярополка сдаться брату и не оказывать более никакого сопротивления.

Решился Владимир лишить брата жизни. Двое варягов оборвали жизнь князя киевского, когда тот вошел в покои к младшему брату. Блуд, идя вслед за Ярополком, ловко закрыл дверь, чтоб никто из слуг не смог помочь обреченному князю. Это коварное братоубийство положило начало тридцатисемилетнему княжению Владимира на Руси.

 

До того, как стал христианином

 

До того, как стал христианином, Владимир был весьма порочен. И в самых темных тонах изображен этот период его правления в летописях. Непомерное сластолюбие, жестокость, злопамятство и еще масса других негативных черт были свойственные Владимиру. Имел он пять законных жен. Одна из них была полоцкой княжной, которую звали Рогнеда. Против воли вышла она замуж за Владимира. Сперва сделал он ей предложение, и отвергнуто оно было. Тогда начал Владимир войну с отцом полоцкой княжны, Рогволодом. Захвачен был Полоцк, а девушку Владимир обесчестил на глазах ее родителей, а после убил обоих. Среди жен князя была одна из греческих монахинь, красота которой покорила еще Святослава, и он привез ее в Киев. В последствие она, вдова Ярополка, стала супругой убийцы своего мужа. Сотни наложниц имел Владимир, кроме законных жен. Как свидетельствуют летописцы, по 300 в их было в Белгороде и в Вышгороде, еще 200 — в Берестовом. Не могли даже наложницы удовлетворить князя. Осуждающие строки содержат летописи о том, что Владимир имел близкие отношения даже с уже замужними женщинами.

Стоит отметить, что Владимир был противником веры своей бабушки, он был верным приверженцем язычества. Спустя некоторое время по прибытии в столицу Руси князь организовал на холме не далеко от дворца своего пантеон богов славянских. Он установил изваяния Симрагла и Мокоши, Хорса и Дажьбога, и, конечно же, Перуна и Стрибога. Согласно записям летописца, поклонялись этим изваяниям люди, приводили к ним своих детей, жертвы приносили старым богам. Осквернен был холм с пантеоном кровью и земля Руси Киевской. По воле князя Владимира, стал Перун верховным божеством, а изваяния его были установлены в прочих городах других древнерусских. По возвращении Владимира из военного похода в 983 году было принято такое решение: на холме с идолами, прозванного Перуновым, делать, человеческие жертвоприношения. Однажды так совпало, что некий варяг-христианин должен был принести свою жертву. Тогда приверженцы язычества стали требовать его сына для жертвы. Не подчинился варяг и не отдал сына своего для ритуала. Дабы отомстить, язычники уничтожили весь двор варяга, убили его, и его сына. Так погибли первые мученики за веру на Руси, имена которых Феодор и Иоанн (отец и сын соответственно).

Владимир в качестве князя

Не забывал князь и про укрепление государства. Его военные кампании как на запад, так и на восток венчаются успехом. Покорил он болгар, волжских хазар, поляков и ятвягов. Благодаря его походам к Руси присоединяются новые земли. Под властью Киева оказались Червенские города (ныне это Волынь) и несколько восточнославянских племен (вятичей, радимичей). Узы прочнее, чем раньше, объединяют Киевскую Русь. То, что Владимир установил пантеон, уже говорит о его стремлении реформировать прежнюю веру. В пантеоне также присутствовали божества разных народностей, населявших государство, например, остатков прежнего иранского населения, финно-угорских, славянских и балтийских племен. На Руси в это время главенствовал единый государственный культ Перуна. И как все божества подчиняются Перуну, княжескому богу, так и в стране царит единство и верховенство Киева и князя киевского.

Владимир же все равно не был удовлетворён реформой, поскольку изменилась только внешность языческих божеств. Требования эпохи и личные поиски веры, как говорится, совпали во времени.. Прежнее устройство государства, то есть федеративное военное объединение самостоятельных отдельных племен, отходило в прошлое. Русь становилось единым целостным государством, которое имело вес на мировой и европейской политических аренах. Эти изменения требовали реформ идеологии.

В поиске веры

Очень яркий и детальный рассказ о том, как был крещен внук Ольги, содержится в Житиях и летописях. Долог был путь Владимира к истинной вере. Согласно древним писаниям, посетили князя хазарские евреи, волжские болгары (мусульмане) и латиняне. Все они предлагали принять их учения. Позже в Киев прибыл философ из Греции, который поведал о всех достоинствах православия. После этого собрал князь послов и отправил их к разным народам. Цель послов заключалась в сравнении способа поклонения Богу. Наиболее приятно впечатлила послов киевских красота византийского богослужения, о чем и доложили они. Просил совета Владимир как у бояр, так и у старейшин города (городского самоуправление), обговорили, взвесели все факты и решили, что лучше всех вера византийская.

Историю о том, как князь киевский веру выбирал, долго считали своеобразной сказкой. Но все это не выдумка. По соседству с Киевской державой находились государства, жители которых были приверженцами разных вер и религий. Каждая страна-соседка стремилась склонить правителя Руси к своей вере. Есть подтверждения летописных преданий: о похожих посольствах Владимира говорится в иностранных источниках. (Имеется информация о том, как князь киевский совершил посольство в Хорезм для того, чтоб обсудить возможность перехода славян-язычников в ислам.) Действительно, внук мудрой Ольги серьезно раздумывал о достоинствах существующих вероисповеданий. В результате своих размышлений князь отдал предпочтение вере во Христа. И это не есть случайность.

В тот час, когда Владимир правил, народ уже длительное время был знаком с новой верой. Чехи, болгары и поляки, жители соседних земель, родственные восточным славянам, уже были христианами. Дело состоит в том, что славяне имели возможность ознакомиться со Святым Письмом за век до Владимира. Эта книга была доступна им на родном языке. Так получилось потому, что святые Кирилл и Мефодий перевели уже к тому времени богослужебную священную литературу на славянский язык. Эти первоучителя славян и их ученики предоставили шанс христианской вере укорениться в Киевской Руси и через время стать действительно родной для русичей.

 

Как принял Владимир веру христианскую

 

Важно отметить тот факт, что о том, как был крещен Владимир, имеются до воли противоречивые сведения. В результате этого у нас не достаточно информации о таком важном событии в жизни князя киевского. В летописи говорится, что правитель земель русских был крещен около 988 года. Связывают это событие с покорением византийского города (Херсонеса), что в Крыму, войском Владимира. Долгое время не поддавался город натиску князя. Как рассказывает летописец, помог Владимиру некто Анастас. Прежде — защитник города, а после — настоятель Десятинной церкви в Киеве и сподвижник князя. Он посоветовал перекопать трубы, что обеспечивали Корсунь водой. Дал Владимир обещание: если город падет, благодаря этому совету, примет он крещение. Но не спешил князь выполнять слово, которое дал после взятия Херсонеса. Владимир отправил послов в столицу Византийской империи, город Константинополь, где потребовал у тамошних правителей, Василия и Константина брака с их сестрой, порфирородной Анной. Братья-императоры соглашаются, но ставят ответное обязательное условие: князь должен стать христианином до свадьбы. Согласно источникам, Владимир обратился к послам из Константинополя, сказав, что примет крещение, потому что испытывал он веру византийцев. По душе ему и Закон Божий, и обряды богослужебные, о которых рассказали ему послы. Торжественно встретили жители Херсонеса царевну Анну вместе со священниками и приближенными. Тяжелая болезнь неожиданно подкосила здоровье Владимира. Что-то случилось с его глазами, и не мог он видеть, и не знал, что делать. Как говорится, по Божественному проведению. По словам Анны, только крещение способно исцелить князя, и другого выхода нет. Тогда же велит заболевший епископу корсунскому и священникам, прибывшим из Константинополя, совершить над ним обряд и окрестить его. Вернулось зрение князю в тот миг, когда епископ возложил на него руку.

Все это летописное предание. Но ученые в наше время подвергают его сомнению. Они считают, что в этой легенде синтезировались данные из разных источников, которые, к тому же, противоречат друг другу. Опираясь на такие исторические записи, как Житие князя Владимира под названием “Память и похвалы князю Владимиру” (самое древнее из известных), что принадлежит перу Иакова мниха, и записи иностранцев, историки подчеркивают, что на выбор в пользу христианства повлияла сильно внешнеполитическая ситуация. Они считают, события развивались иначе. Их точка зрения изложена ниже.

Конец 80-х годов X века для Византийской империи ознаменовался тем, что она очутилась на грани национальной катастрофы. В 986 году была проиграна война с болгарами, а в год 987 полководец Варда Фока поднял мятеж. Тогда он объявил себя императором, чем и вынудил соправителей, братьев-императоров Константина VIII и Василия II (в будущем Василия Болгаробойцы) прибегнуть к военной помощи Владимира, князя киевского. (Эти обстоятельства соответствовали условиям договора, заключенного Святославом с Византией.) Князь же согласился помочь братьям в обмен на брак с их сестрой Анной. Это было унизительное и неслыханное требование. Но пришлось согласиться гордым правителям христианской империи. Правда, в ответ они выдвинули князю условие: он должен отступить от языческой веры и креститься. Или в 987-м, или на заре 988-го года, вероятно, в столице Руси был Владимир крещен. Назван он при крещении Василием. Предполагается, что имя выбрано в честь брата будущей супруги, Василия II. Когда войско русичей в составе шести тысяч солдат прибыло в Константинополь, мятеж был подавлен. Армия Варды Фоки была побеждена, а решающую роль здесь сыграла именно дружина Владимира. Сам же прославленный полководец и бунтовщик погиб в 989 году, в апреле. Не спешили Константин и Василий выполнять свою часть договора и отдавать Анну в жены их спасителю. Разгневался тогда князь, захватил он Корсунь. Только когда город оказался в его власти, византийцы вынуждены были покориться. Знаковым стало это место для Владимира: здесь он женился, и здесь же, вполне возможно, принял он крещение, а также много его дружинников и бояр. Мощи святого Климента Римского и его ученика Фива, иконы и сосуды, а также многие другие святыни и церковную утварь забрал с собой новообращенный правитель в столицу, когда покидал Корсунь. Квадригу медных коней и античные изваяния привёз он в Киев и установил не далеко от Десятинной церкви. Служили в этой церкви священники из Корсуня, которых он забрал с собой. Скорее всего, созданию легенды о принятии Владимиром крещения в Корсуне способствовала весомая роль этого города в христианизации Киевской Руси. (Важно обратить внимание на то, что цепь событий, которые привели к крещению князя, имеет варианты. Существует несколько вариантов реконструкций этого временного промежутка.)

 

Крещение Руси

 

В Киев Владимир вернулся в 989 году. Тогда же было положено начало крещению русичей. В летописи есть сказания о свержении новообращенным князем идолов старых богов, которых он сам установил некоторое время назад. Одних приказал он изрубить, других — спалить. Изваяние бога Перуна привязали к хвосту коня и проволокли с Горы. 12 человек били идола жезлами, а после потащили к реке Днепр. Оплакивал славянского громовержца некрещеный люд. По велению княжескому, отпустили идол вниз по реке да следили, чтоб не прибило его к берегу до того времени, пока не пересечёт пороги Днепра. Таким было расставание с главным из языческих богов. Тогда же крестились жители Киева. Обращение Владимира к подданным в тот час сохранили в себе летописные источники. Говорилось, что всякий, кто не придет на завтра к реке, станет недругом князя. В синеве Почайны (одного из притоков Днепра) крестились подданные князя. Но, согласно Житию Владимира, таинство совершалось в водах Днепра. Обряд совершали священники из Корсуни и из Византии (те, что приехали с Анной). Вскоре Владимир поставил на месте, где было когда-то святилище языческих богов, церковь имени святого Василия, своего покровителя небесного. Еще спустя некоторое время зодчие из Греции построили в столице храм Пресвятой Богородицы. Эта церковь была названа Десятинной, а в 996 году 12 мая ее освятили. Она стала главным храмом в Киевской Руси в период правления Владимира. Введение церковной десятины стало главной церковно-административной реформой Владимира, что связано с этой церковью.

Не одно десятилетие длилось введение христианства. Изначально принесенная князем религия укоренилась в нескольких княжеских городах и в Поднепровье. Сопротивление новой вере не было редкостью среди жителей Руси. Например, жестокие и кровавые стычки между местным населением и представителями княжеской администрации имели место в Новгороде (согласно поздним источникам). А в Северо-Восточном регионе Киевской проповедовать Слово Божие, судя по всему, начали только в XI веке.

Став христианином, князь киевский очень изменился. Совершенно можно не сомневаться в том, что Владимир принял новую веру всей душой. Он стал милосердным, не имел отвращение к нищенствованию, согласно Житию и летописям. После того, как услыхал он от том, что помилованы будут милостивые (слова из Библии), стал он дела добрые творить. Деньгами, едой и напитками, по его указу, снабжали малоимущих, приходящих ко дворцу, а тем, кто не имел возможности по состоянию здоровья добраться сам, привозили пропитание. События эти описаны в летописи. Там говориться, что повелел князь Владимир нагрузить телеги продуктами (рыбой, хлебом, овощами, мясом, медом и квасом в бочонках). Возили их по городу послы княжеские, спрашивая у народ, где есть нищие или больные, не способные ходить. Туда направлялись возы, и раздавали нуждающимся все, что им нужно было. Согласно писанию мниха Иакова, во всех селениях, как городах, так и селах, земли Русской творил Владимир добрые дела. Давал он одежду голым, воду и еду жаждущим и голодным, путешественников и церковников милостью своей одаривал, в чем нуждались больные, хромые, слепые, сироты, нищие и вдовы, одаривал. Всем помогал и повсюду добро и милостыню творил. Так говориться у автора “Памяти и похвалы князю Владимиру”.

 

Деяния князя-христианина

 

Владимир Красное Солнышко или Владимир Святой, таким вошел в мировую историю князь киевский, сын Святослава, внук великой Равноапостольной Ольги. В памяти народа он остался легендарным правителем. Именно ему, согласно былинам, служили все богатыри земли русской. Заботился он о защите государства точно также, как и о народе своем. За дела его добрые и заботу неусыпную полюбил его народ. На рубеже X и XI столетий пришлось князю ношу тяжкую принять. В тот час выпала ему участь оборонять Киевскую Русь от печенегов, злейших врагов русичей. Города, своеобразные крепости, ставит Владимир на южных границах страны: по таким рекам, как Сула, Трубеж, Стугон, Десна и Остр. Позже эти укрепления были названы засечной чертой. Мощный вал из земли объединял эти крепости. Наиболее известной крепостью стал Белгород, который Вадимир воздвигнул на Ирпене, реке, что протекала в глубине стугнинской оборонительной линии. Лучшие, с точки зрения правителя, люди из разных регионов земель Киевских поселились в этих городах. Словены, кривичи, вятичи, чуди и новгородцы стали жить на южном рубеже теперь. Все племена, славяне и не славяне, объединились для обороны своей страны. Во истину государственное дело скрепило русичей. Важно обратить внимание на то, что такие государственные решения князя нанесли существенный урон существовавшему ранее племенному строю Киевской Руси.

Сыновей своих Владимир отправил княжить в наиболее важные центры страны. Новгород поручил он своему старшему сыну, Вышеславу, Полоцк занял Изяслав, Святополк, племянник Владимира (сын Ярополка, старшего брата князя), получил Туров на Припяти, а в Ростове остался Ярослав. Около 1010 года умирает Вышеслав. На его место был отправлен Ярослав. Тогда же в Ростове Владимир посадил Бориса ,а Глеба — в Муроме. Во Владимире-на-Волыни отправился Всеволод. К древлянам княжить послал Владимир Святослава, а Мстислава — в Тьмуторокани. Станислав правил от имени отца в Смоленске, а Судислав руководил Псковом. Всех сыновей у князя было 12. Большая часть городов, перечисленных выше, имела статус племенных центров. И лишь с легкой руки князя киевского власть в регионах перешла непосредственно к его детям. Это были инновационные на то время реформы.

Практически весь период, когда Владимир был на престоле, омрачен периодическими войнами с печенегами. Вспыхивали сражения время от времени, но имели русичи лишь переменный успех. Приходилось Владимиру принимать поражения. Случилось в один из дней, что только чудом избежал он плена: удалось спрятаться ему под мостом вблизи города Василева. Покинули тогда вражеские силы поле боя, потому что не смогли захватить князя, но и не навредили они тогда земле русской сильно. Событие это произошло в день Преображения Господня. Это великий праздник, что отмечался 6 августа, а избавление чудесное имело место в 996 году. Пообещал князь в Василеве возвести церковь Спасо-Преображенскую. Сдержал свое слово спасенный, и в скором времени увидели жители города новый храм.

 

Некоторые предания народные о войнах с печенегами дошли до наших дней в летописном своде “Повесть временных лет”. В этих древнейших записях содержится масса легенд. В одной из них идет речь об отроке-кожемяке, что у берегов речки Трубеж одержал победу над могучим воином-печенегом. Дабы событие это запомнилось, в его честь, как говорит летописный источник, основан был город Переяславль-Южный. Иное предание гласит, как Белгород противостоял осаде вражеской армии. Известно оно также как предание о “белгородском киселе”. В нем рассказывается, как старик из города, использовав свою находчивость и жизненный опыт, научил жителей Белгорода, как им перехитрить печенегов и заставить уйти восвояси ни с чем. Приблизительно в начале XI века (как считают историки, в 1007-1008 годах) земли славян посетил немец Бруно Кверфуртский. Он был миссионером и старался обратить печенегов в христианство. Однако его миссионерская деятельность не была особо успешной. Благодаря тому, что этот человек согласился стать посредником, Владимир смог договориться о перемирье с кочевыми племенами. Чтоб закрепить уговор, в качестве заложника князь оставил у них одного из сыновей. Летописные источники, датированные более поздними годами, содержат легенды о принятии православия некоторыми печенежскими князьями. Они решили служить киевскому государю, а сам он предпочел крестить их.

Князь Владимир не оставил без внимания и границе на западе. Он занимался укреплением этих рубежей тоже. 992 год ознаменовался покорением племени хорватов, славян с востока. Также Владимир Великий заключил мирные договора с западными соседями. Правители Венгрии, Польши и Чехии, согласно летописи, подписали соглашение. Но вскоре поляки нарушили его. Болеслав, князь соседнего государства, объединился с печенегами и в 1013 году совершил нападение на Киевскую Русь. Владимир успешно одолел врагов. Историки считают, для закрепления подписанного договора, Болеслав должен был выдать замуж свою дочь за Святополка, пасынка киевского князя.

Последние годы жизни Владимира

Множество забот и сильные волнения у Владимира возникали в последние годы. Сыновья его были тому причиной. Уже после свадьбы с польской княжной, Святополк организовал против Владимира заговор. Как утверждают иностранные источники, активное участие в организации этого заговора были князь Болеслав, польский правитель и епископ Рейнберн духовный наставник супруги Святополка. Но заговор удалось раскрыть. Пасынок Владимира с женой и ее духовником подверглись аресту. Епископ скончался в темнице. Святополк и его жена до своей смерти находились под стражей. Еще одним мятежником оказался Ярослав, что княжил в Новгороде. Он не хотел более отдавать дань в Киев. Ведь каждый год его город платил столице 2 тысячи гривен. Сильно разгневался отец Ярослава. И вот он объявил, что совершит поход на Новгород. Происходили эти события 1014 году, а Ярослав станет известным как Ярослав Мудрый.

Но Бог не позволил воевать сыну и отцу. Старым уже стал Владимир, и болезни не оставляли его. Вот как раз по причине хвори и не смог князь киевский свершить поход на сына-мятежника. Долго размышлял Владимир о том, кому из сыновей престол передать. Борис, любимый сын князя, призван был в столицу. Но, к великому горю, снова неугомонные печенеги напали на Русь. Опечалился великий князь, что сам не смог стать во главе войска своего для защиты государства. Отправил он Бориса со своими солдатами прогнать печенегов. Отправился сын Владимира на поиски врага, но те уже успели убежать в степи, как только прознали о приближении дружины княжеской. Не дано, к сожалению, было Владимиру узнать, чем же последняя его война с кочевниками завершилась. Скончался он летом, 15 июля 1015 года в селении Берестово, неподалеку от Киева. Когда отсутствовал Борис, Киев захватил Святополк. К тому времени он освободился из-под стражи. Утаить хотел он кончину отца. Но событие это не могло остаться не замеченным, так как этот мир покинул правитель, который многое сделал для своего государства, славу городу своему принес. Многие присутствовали на похоронах князя, а упокоилось тело его в церкви Десятинной, возведенной по его указу. Горько оплакивали киевляне, великие и малые, бояре и бедняки своего кормильца и заступника.

 

Память о князе

 

Почитать память Крестителя своего на Руси начали уже в XI столетии. Но официальная канонизация Владимира Великого состоялась лишь спустя два века. Внятных причин для такой задержки не было. Факт этот частично пояснялся тем, что не были чудотворными мощи князя. Об этом говорилось в самом древнем Житии князя. Автор этого писания говорит, что нет ничего удивительного в том, что чудес не творят мощи покойного. Поскольку многие праведники при жизни не сотворили чуда, а их причисляют к числу святых. Ссылался на Иоанна Златоуста автор Жития, сказав, что святым делают человека его дела. XIII век ознаменовался в церковной жизни тем, что причислен стал князь Владимир к лику святых. Возможно, еще одно обстоятельство имело сильное влияние на события эти. Ведь именно в день почитания памяти Владимира Великого (это день его смерти, 15 июля) жестокое поражение нанесено было шведскому войску на Неве. Тогда войско Александра Ярославича, потомка Владимира, одержало славную победу. Сам Александр был прозван Невским.

Трагическая судьба постигла мощи святого князя так же, как и мощи его бабушки, великой Ольги. В 1240 году разрушили татары Десятинную церковь. Не одно столетие гробница Владимира находилась под развалинами храма. И вот в году 1635 Петр Могила, киевский митрополит, будто бы сделал величайшее открытие: он обнаружил два саркофага. Согласно его предположению, в одном из них покоились мощи Владимира. Правую руку (кисть) и голову митрополит извлек из гроба. В итоге голова оказалась в храме Успения Пресвятой Богородицы (главная церковь Киевского Печерского монастыря), а кисть досталась Киевскому собору святой Софии. В московском Успенском соборе также оказалась часть мощей князя киевского. В заключении важно сказать, что современные исследователи сомневаются в подлинности находки ХVІІ века, сделанной Петром Могилой.

Добавить комментарий